Фантом: Основы

         От автора «Фантома»

    Давайте посмотрим, откуда  у фантомного усилителя  «ноги растут». Вот классическая структурная схема усиления звука:

 

    Отдать в катушку динамика мы должны именно ток, линейно зависимый от входного напряжения. Только он заставляет двигаться катушку динамика вместе с диффузором. Ток в проводнике не появится сам по себе, нужно магнитное поле, создаваемое другим проводником. Мы пришли к трансформатору. Именно трансформаторный усилитель способен в точности передать звуковую картину перед микрофоном, по крайней мере,  для динамических головок громкоговорителей. И это известно давно, мы тут не америку открыли, просто в погоне за мощностью, малыми габаритами и технологичностью изготовления производители аудиотехники этот факт стыдливо прячут за суперхарактеристиками своей продукции. Безусловно, у пассивной резистивной нагрузки ток пропорционален напряжению на ней. Но является ли реальная акустика таковой нагрузкой? Вряд ли, в особенности многополосная с кучей разделительных фильтров.

    Итак, нам нужен выходной трансформаторный каскад. С юности не любил я эти каскады. Ламповые чувствительны к методу намотки, пробиваются и обрываются в самых неудобных местах, требуют пропитки и еще черт знает чего. Транзисторные же усилители на выходных трансформаторах не давали хорошего качества звука.

    Где-то в конце 80-х годов мне порядком поднадоело звучание кремниевых усилителей, было собрано много разных : параллельных, высокой линейности, верности, с вольтодобавкой и без, симметричных и ассиметричных, по оригинальным схемам и с доработками, по своим собственным схемам.  Была переслушана куча импортных, и не дешевых, усилителей, которые приносили в ремонт и которыми просто хвалились. Что хочу сказать – все это работает, и при хорошей настройке, когда знаешь, что делаешь, можно добиться потрясающих параметров. Но, увы, не звучания!

    И еще тогда возникла идея для выходного каскада использовать каскад с разделенной нагрузкой:

    Этот каскад за счет 100% внутренней обратной связи потрясающе  линеен, имеет высокое входное сопротивление, но из-за особенностей биполярного транзистора выходное напряжение на коллекторе и эмиттере немного разной величины. Нам это безралично, в дальнейшем будет понятно почему. Итак, была идея такого использования каскада  с разделенной нагрузкой:

    Идей конечно, у всех хватает, не хватает времени на все идеи. А тут у меня после сборки сварочного инвертора на столе осталась кучка IGBT транзисторов и валялся такой вот силовой трансформатор, от которого в технологическом режиме запитывались части инвертора:

                                               

Это ТПП-268-220-50. Наверняка и у вас валяются подобные.  У них куча вторичных обмоток на 5 и 10 вольт, позволяющих реализовать задуманное. За 10 минут схема была спаяна и запитана от компьютерного блока питания на 12V. На выход – полурабочие колонки S30, которые до этого были подключены к старенькой Ригонде. На затвор  IGBT – выход  для наушников с японской магнитолы Panasonic, выдает около 2V амлитудки. Да, вправлять бы мне отвисшую челюсть у хирурга, если бы не широкая  улыбка, удержавшая ее почти на месте. Такого звука я раньше просто не слышал – по чистоте и детальности. Конечно, этот трансформатор совершенно для таких целей не пригоден, включая его частотку и «бонусные» 220V на первичной обмотке.  Но появился смысл доведения до ума данной схемы, поскольку сам звук был просто потрясающий.

     Именно тогда стало понятно, что это – то, что надо, «фантомный усилитель», не видимый для усиливаемого звука. В нем, как и нужно, напряжение на входе линейно преобразуется в ток первичной обмотки, который затем так же линейно передается в ток динамиков  акустической системы. Скачать описание рабочей конструкции можно по ссылке:  https://yadi.sk/i/Cb7yzZGeizdPqw.